Как снизить волнение и поймать нужную энергию для выступления перед аудиторией
Эту статью я писала для портала CareerLift и отвечала на самый часто задаваемый вопрос: как не волноваться перед публичным выступлением. Там нет списка волшебных приемов. Там есть 5 вопросов, которые стоит задать самому себе, чтобы разобраться со своим волнением.
______________________
Вопрос о волнении перед публичным выступлением – вопрос-лидер. Его задают всегда.
Волнение – нормальная реакция здорового организма на непонятную ситуацию. Выступление на публике всегда имеет элемент непредсказуемости. Человек чувствует себя «один против всех». Невозможно полностью предугадать, как группа будет реагировать. Невозможно полностью гарантировать, что все задуманное будет выполнено удачно. Это запускает естественную физиологическую реакцию беспокойства.
Что делать?
Специалисты предлагают длинные списки приемов, как справляться с волнением. Я предлагаю вам пойти не путем применения приемов из списка, а путем размышления над собой. Чтобы разобраться со своим волнением, задайте себе 5 вопросов, и честно подумайте над ответами.
И еще предлагаю немного изменить задачу: искать не просто способы, как устранить волнение, а как поймать нужную энергию для презентации.
ЧТО МЕНЯ САМОГО ВДОХНОВЛЯЕТ В ТОМ, О ЧЕМ Я СОБИРАЮСЬ ГОВОРИТЬ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ?
Допустим, вы собираетесь предложить проект. А вам самому не терпится его осуществить? Вы собираетесь рассказывать о продукте. А что вам в нем нравится? Вы предлагаете людям предпринять определенные действия или изменить поведение. А вы сами бы это сделали? Что конкретно вызывает воодушевление лично у вас? Когда будете отвечать себе на этот вопрос, послушайте, какая интонация звучит в вашем голосе. Он полон энтузиазма или там слышится равнодушное: «Ну да, мне интересно вроде».
Принцип простой. Если нам нравится то, что мы делаем, нам хочется этим делиться. Если мы сами сильно увлечены, мы хотим увлечь этим других. Было замечено, что люди, которые заряжены своей темой, которые живут ей, волнуются меньше.
Если вам самому не интересно, вам еще больше не захочется выходить на публику. А это дополнительный повод для сомнений и беспокойства.
Уверенное выступление – это не о том, как выполнять разные технические приемы. Уверенное выступление – это искреннее желание поделиться своей идей. Это желание дать людям что-то полезное для них.
ЧТО ЭТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ?
Какое чувство у вас превалирует перед выступлением: вы остро ощущаете «Мне важно выступить с этой презентации! Мне важно это сказать! Это мой шанс!» или «Сам толком не знаю, зачем туда иду…»
Если человек отчетливо понимает, зачем он хочет выступить, если для него предельно ясно, как результат выступления повлияет на его жизненные задачи, то… волнение не исчезает полностью, но меняется фокус. Многие захотят возразить, что волнение усилится. Усилится не волнение, а ответственность. И в этом главный трюк. Человек уже сосредоточен не на том, как справиться с волнением, а как лучше реализовать задуманное: какой материал подобрать, как лучше объяснить.
Когда мы знаем, что мы делаем и для чего мы это делаем, у нас отпадают сомнения, мы горы можем свернуть. Сам по себе вопрос волнения отступает на задний план.
Как только человек настраивается на то, чтобы добиться успеха в любом деле, у него появляется нужная энергия, креативность для реализации этого дела, он видит возможности, а не препятствия. Волнение – это препятствие, которое можно преодолеть, ради понятного результата.
МНЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО Я ПОДГОТОВИЛ?
После того, как вы подготовились к выступлению, задайте себе вопрос: Мне нравится то, что я подготовил? Может показаться, что вопрос похож на №1. Это не так. В первом случае речь шла об отношении к теме в целом. Здесь более конкретно: нравится ли мне, как я выстроил речь, какие примеры подобрал, какие материалы подготовил.
Спросите себя: есть ли какие-то части выступления, в которых вы не уверены? Например, недостаточно цифр для убедительности. Или вы боитесь откровенно озвучивать риски предлагаемого проекта. Может быть, вы стесняетесь просить денег, считая, что вам откажут. Или по какому-то вопросу у вас просто недостаточно знаний. Проверьте, есть ли блоки информации, которые вам сложно озвучить либо психологически, либо по причине отсутствия точной информации.
Пример: Человек готовит презентацию проекта и ставит цель, чтобы люди выделили денег на проект. Не надо быть гадалкой, чтобы сказать: его спросят про бюджет. Но при этом у него нет даже ориентировочных цифр. Он полагает, что сначала люди должны одобрить общую идею, а тогда он сможет подсчитать затраты. А люди не могут одобрить идею, не увидев цифр. Спикер знает, что вопрос будет, а он к нему не готов. Разумеется, волнуется. И что самое интересное, ничего не меняет. И еще задолго до старта понимает, что ему некомфортно.
Объективная причина для волнения: у спикера есть дыры в презентации еще на стадии подготовки. Он это либо знает, либо интуитивно чувствует. Но не пытается это исправить.
В нашем примере одно из двух: либо вы показываете цифры, либо вы с самого начала объясняете, что цифр не будет, что вам нужно услышать первое эмоциональное мнение по поводу вашей идеи. То есть полностью меняете цель выступления.
Если на стадии подготовки не появился вкус к процессу, если понимаете, что не доработали, то эта неудовлетворенность превратиться в неуверенность. Чувство стресса будет только возрастать.
Я ХОТЬ РАЗ ПРОБОВАЛ ПРОГОВОРИТЬ ВСЛУХ ТО, С ЧЕМ СОБИРАЮСЬ ВЫХОДИТЬ НА ПУБЛИКУ?
Ключевое слово в этом вопросе – «вслух». Если вы новую тему не проговариваете вслух, не ждите чуда. Когда мы проговариваем про себя, нам кажется, что все логично и понятно. Как только пытаемся озвучить, обнаруживаем, что путаемся в словах. Рассказывая что-то в первый раз, человек использует лишние, ненужные слова. Речь не получается гладкой с первого раза.
Если мы не утруждаем себя полноценной репетицией, то косноязычие настигает нас в самые первые секунды выступления. Сбиваемся и начинаем волноваться еще больше.
Печальный факт: 9 из 10 спикеров не репетируют речь вслух.
ЧТО Я ДЕЛАЮ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРЕЗЕНТАЦИИ?
Чем вы заняты в те полчаса или последние несколько минут перед выступлением? То, чем вы заняты, вам помогает снизить волнение, или наоборот, его повышает?
Например, еще раз читаете и переписываете конспект, хотя мозг уже ничего не воспринимает. Или перед полной аудиторией тщетно пытаетесь запустить файл со слайдами. А он, конечно, не загружается. А все сидят в зале и смотрят, как вы мучаетесь. Нам кажется, что с организационной стороны все будет гладко, а как раз здесь и появляются неожиданные мелочи: экран не тот, стулья не так расставлены, планировал писать на доске, а ее не поставили и т.п. Приходится эти мелочи оперативно решать, это выбивает из равновесия. Хотите снизить уровень стресса, приезжайте заранее на место выступления и все проверяйте.
Мы все время ищем волшебную таблетку, а когда не находим ее - разочаровываемся. А очень многое решается банально – надо внимательно выполнять базовые вещи. Больше продумал, больше проверил – меньше волнуешься.
А теперь о психологической подготовке: что вам помогает поймать чувство равновесия до выступления? Вам лучше, чтобы вас никто не трогал? Чтобы вы могли посидеть в отдельной комнате? Или вам, наоборот, нравится разговаривать с участниками, пока они собираются? Вам помогают комментарии друзей: «не волнуйся, все будет хорошо!» или раздражают?
Определите для себя идеальную психологическую ситуацию перед началом выступления и старайтесь ее себе создавать. Вот здесь как раз и пригодятся те длинные списки приемов самонастройки.
Особый вопрос
У меня в жизни было хотя бы одно выступление на уровне «wow»?
В любом деле есть переломный момент, критическая точка, пройдя которую, человек делает солидный рывок и переходит на новый уровень мастерства. В искусстве выступать перед людьми – это одна сделанная презентация на уровне “wow”.
Wow – это когда во время выступления вы чувствовали, что аудитория с вами, она прониклась тем, что вы говорите, она интересовалась, задавала вопросы по делу. Это неповторимое ощущение, когда люди прислушиваются к вашим словам, смеются вместе с вами, кивают, прикидывают, как будут использовать то, что вы им рассказали. Wow – это когда вы сами довольны тем, как вы выступили, и после мероприятия у вас приподнятое настроение.
Чтобы проблема волнения вас больше не волновала, нужно почувствовать вкус настоящего успеха. Успеха от того, что вы «взяли» аудиторию. Для этого нужна одна выдающаяся презентация, чтобы поверить - вы это можете!
Как этого добиться? Есть рецепт.
Выберите одно выступление. И вложитесь в то, чтобы сделать его превосходно. Вложитесь, прежде всего, энергетически и по времени. Не за полчаса накануне, а за несколько недель. Не по-быстрому накидать слайды, а продумать все детали. Освежите в памяти все приемы и алгоритмы, которые вы изучали. При подготовке пройдите весь процесс от и до. Каждую из составляющих – логику, примеры, визуальные образы, вступление, заключение, креативные элементы и прочее – доведите до идеального состояния. Отрепетируйте все. Запишите на видео. Вам не понравится – внесите изменения и еще раз сделайте запись. Не надо так делать каждый раз. Сделайте так с одной презентацией.
Как правило, в одиночестве вы такое выдающееся выступление не подготовите и не осуществите. Нужен будет кто-то, кто поможет вам его протестировать, кто будет придумывать вместе с вами, как сделать лучше. Если у вас нет профессионального наставника, этим кто-то может стать ваш друг, коллега, член семьи.
У вас будет шикарный кейс, после которого, во-первых, вы почувствуете, что вы можете сделать классную, выдающуюся презентацию, а не просто хорошую, а во-вторых, вы сами не заметите, как у вас сформируются новые привычки. И дальше вы будете выступать на порядок сильнее. Почему? Потому что вы не просто поймете принцип, вы прочувствуете его, и вам уже не захочется выступать по-старому.
А главное, вы почувствуете то, что еще вчера казалось невозможным, - удовольствие от успеха. И вам захочется его повторить.
В заключение. Не зацикливайтесь, не рассматривайте вопрос борьбы с волнением сам по себе. Занимайтесь вдохновляющим вас делом. Делитесь с людьми тем, что считаете важным. Уважайте себя и аудиторию: думайте, что вы хотите сказать и зачем вы хотите это сказать, прежде чем выходить к людям. Если то, что вы предлагаете в своих выступлениях, несет людям пользу, вам не о чем волноваться.
Автор статьи: Светлана Королева, бизнес-тренер, основатель проекта BeSpeaker.
При перепечатке статьи активная ссылка на сайт bespeaker.ru обязательна.
Читайте также: